Лиственница (650 кг/м3) — хвойное дерево, которое живет около 600 лет и достигает высоты 45 м. Это дерево на 30% плотнее и прочнее сосны, более стойко к сырости и поражению гнилостными грибками. Сибиряки говорят, что одна лиственница две-три сосны передюжит. Постройка из лиственницы может простоять и два, и три столетия. Но целиком дома из лиственницы рубили довольно редко из-за твердости древесины — лишь несколько нижних венцов укладывали из лиственничных бревен.
Лиственница — ядровая порода, у которой заболонь сравнительно узкая (до 20 годичных слоев). Поздняя древесина — темно-бурого цвета. Из-за хорошо видимых довольно широких годичных слоев и прямолинейности стволов древесина в радиальном разрезе кажется полосатой. Сучки, имеющие горизонтальное направление, разбросаны поодиночке, беспорядочно. Текстура интересная, хорошо смотрится под лаком. Из древесины делают шпон для облицовки мебели, различные мебельные детали.
Прочность древесины корня намного выше стволовой, а свилеватая текстура придает ей особую выразительность. Из древесины корня вырубали праздничную и ритуальную посуду. В Загорске хранится ковш вместимостью полтора ведра. Выдолблен ковш в XVIII в. из корня лиственницы поволжским мастером.
В воде лиственница может находиться многие столетия. Пролежав долгое время в воде, становится очень твердой. Оттого и шла она на строительство мостов, молов и причалов. Именно на лиственничных сваях решил поставить на топких грунтах Петербурга Исаакиевский собор его создатель Монферран. Из древесины лиственницы изготавливали телеграфные столбы, антенны, шпалы, рудничные стойки, наиболее ответственные деревянные конструкции и детали к кораблям, торцовые мостовые.
До середины XIX в. в России законом было запрещено продавать древесину лиственницы частным лицам — слишком много ее требовалось для военного и торгового кораблестроения (да и сейчас есть ограничения в ее применении). Исключение было сделано при строительстве Зимнего дворца, храма Василия Блаженного, соборов Московского Кремля, Манежа (ныне Центральный выставочный зал в Москве), где рамы и перекрытия были сделаны из древесины лиственницы.
Древесина этого дерева еще и "музыкальна". Ее высокие акустические данные были использованы в XVII в. при изготовлении органа в польском городе Казимеже.
На старых деревьях можно встретить трутовики, или лиственничную губку. Эвенки использовали ее для умывания и стирки белья. Лиственничное мыло дает обильную пену, легко смывая грязь. Из губки также готовили насыщенную красную краску для тканей. По содержанию смолистых веществ лиственничная губка не имеет себе равных. До революции ее в большом количестве вывозили за границу, и сейчас она продолжает быть предметом экспорта. Еще в Древнем Риме "белый агарикус" — так называли римляне лиственничную губку — применяли как ценное лекарственное сырье. Вывозимая из северных стран губка высоко ценилась в арабской медицине. Для нужд современной медицины из нее извлекают агарициновую кислоту.
Прочная, как янтарь, лиственничная смола-живица освежает полость рта, хорошо очищает зубы и укрепляет десны.
Ценным сырьем является и кора дерева. Таежные жители получают из нее красно-коричневую краску. Из коры лиственницы вырабатывают прочные текстильные красители, извлекают эфирные масла и дубильные вещества.
Пихта (375 кг/м3) — по внешнему виду и по основным свойствам похожа на ель. Но древесина пихты кроме мутовчатых имеет большое количество отдельных сучков, растущих горизонтально. Она не содержит смолы и не имеет скипидарного запаха, свойственного лиственнице, сосне, ели. Пихту легче всего отличить от ели по тонкой, гладкой серой коре. Древесине пихты свойственны недостатки ели, но она еще коробится и растрескивается. Поэтому использовать ее следует ограниченно.
Кедр, или кедровая сосна (420 кг/м3), живет 200 — 300 лет. Ствол его прямой, достигает диаметра 1,8 м и высоты 40 м.
Кедр из ядровых пород обладает самой легкой и мягкой древесиной. Узкое ядро отличается от широкой желтовато-белой заболони розоватым оттенком. Поздняя древесина слабо развита и переходит в раннюю постепенно. Многочисленные смоляные ходы в ней крупнее, чем у других хвойных пород, расположение сучков — мутовчатое, с большим количеством отдельных побегов, направленных вверх. Стойкая к гниению и растрескиванию. Легко режется во всех направлениях. Имеет красивую текстуру, легко поддается обработке.
Кедр используют в резной скульптуре и для изготовления токарных художественных изделий. Население Урала и Сибири во все времена предпочитало сибирский кедр для отделки жилищ. Из продольно распиленных бревен получали доски в два аршина и больше, которые шли на изготовление дверей, половиц и других столярных изделий. Из смолистой древесины кедра делали сундуки, гардеробы, шкафы и комоды. Высокое содержание в кедровой древесине фитонцидов отпугивает различных насекомых, в том числе и моль. Донышко и крышку берестяного туеска также старались делать из кедровой древесины, считая, что она убивает гнилостные бактерии. В Западной Европе кедровая древесина шла на изготовление посуды: молоко в такой посуде долго не прокисает и приобретает приятный вкус. Еще в Древнем Новгороде из кедровой древесины кололи клепки для бондарной посуды. На современных предприятиях из кедра делают бочки для перевозки и хранения зернистой икры, а также других продуктов.
Кедр с давних времени использовался и в деревянном зодчестве. В Туринске, Тюмени, Тобольске, Томске сохранились здания, украшенные затейливой резьбой — кружевами, вырезанными пилой и стамеской.
Задолго до обнаружения резонансных свойств кедровой древесины в России немецкие торговые фирмы поставили перед сибирскими маслоделами условие, чтобы масло экспортировалось только в кедровой таре, а толщина кедровых дощечек была увеличена минимум вдвое. Странное требование немецких коммерсантов разгадали не сразу. Оказалось, что весь секрет состоял в том, что в Германии ящики из-под сибирского масла разбивали с величайшей осторожностью и тарные дощечки отправляли на фабрику музыкальных инструментов. Надо полагать, торговцы зарабатывали на таре не меньше, чем на содержимом.
Республика Алтай,
Горно-Алтайск